Яндекс.Метрика

Фото архив  

НОВОСТИ [897]
Новости школы с иллюстрациями
СОБЫТИЯ [13]
Краткое описание событий
БИБЛИОТЕЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [39]
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [27]
Мероприятия проводимые социальной службой образовательного учреждения
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА [5]
Работа педагога - психолога. психологическая поддержка, подготовка, помощь
ОБЪЯВЛЕНИЯ [33]
РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА [2]
Прокурор разъясняет
ТОЧКА РОСТА [24]
Новости центра "Точка Роста"
Бракеражная комиссия | Рейды по контролю питания [23]

 

 

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

    ПРОФИЛАКТИКА


 
Остановимся на основных причинах, вызывающих у младшего школьника трудности адаптации к школьному обучению.

  1. Это может быть несформированность «внутренней позиции школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми на новом уровне.

О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилеток.
Нужно помочь ребенку, сталкивающемуся с такими трудностями, принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать.

  1. Слабое развитие произвольности – одна из основных причин неуспеваемости в первом классе. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, выделяют следующие параметры:

    • умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

    • умение ориентироваться на заданную систему требований;

    • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

    • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

    Фактически эти параметры и являются тем нижним уровнем актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе.
     

  2. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания, приводит к трудностям адаптации в начале обучения. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов обучения, а также мотивов достижения.
     

  3. Ребенок, став учеником, вынужден подчиняться новым для него правилам школьной жизни, что в свою очередь, приводит к повышению психологического напряжения. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. К этим нормам нужно адаптироваться. Успешность такой адаптации во многом зависит от сформированности «внутренней позиции школьника» и учебной мотивации.
     

  4. Общение с учителем может представлять трудность для ребенка. Именно в сфере общения ребенка со взрослым к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. К началу обучения в школе в общении со взрослыми дети становятся способными опираться не на личный ситуативный опыт, а на все то содержание, которое создает контекст общения, понимание позиции взрослого и смысла вопросов учителя.

Именно эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи – одного из важнейших компонентов учебной деятельности. Что значит «уметь принимать учебную задачу»? это способность ребенка выделить вопрос-проблему, подчинить ей свои действия и опираться не на личную интуицию, а на те логические смысловые отношения, которые отражены
в условиях задачи.

  1. Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены . Психические функции сначала складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся функциями психики индивида. Общение со сверстниками теснейшим образом связано с таким важнейшим элементом учебной деятельности, как учебное действие. Дети, не владеющие общим способом, как правило, могут решать только одинаковые по содержанию задачи. Обычно трудности в общении со сверстниками возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье. Если у таких малышей не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения , к которому они привыкли дома. Поэтому для ребенка часто становиться стрессом изменение ситуации, когда он осознает. Что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождении ему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера, не собираются уступать ему.
     

  2. Трудности детей на первых порах обучения школе могут быть связаны со специфическим отношением к себе, своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам. Для того чтобы ребенок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склон в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.
     

  3. Завышенные требования со стороны родителей отрицательно влияют на адаптацию ребенка к школе. нормальные средние успехи ребенка воспринимаются родителями как неудача. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. В результате у младшего школьника растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют ребенка. Это приводит к еще большему торможению развития.
     

  4. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития. Организм должен быть функционально готов, то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды.

Соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания и стоящие на учете у разных специалистов, начинают болеть уже в первый месяц обучения, не выдерживая школьную нагрузку . у этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
Трудности с адаптацией возникают у детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивных). Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек.

Леворукие дети (10% от общего числа) плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Для них характерны: искажение формы, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв при письме, сниженная способность зрительно-двигательной координации.
Первые месяцы обучения детей в школе характеризуются повышенной эмоциональной напряженностью. Поэтому для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы этот период будет представлять серьезную опасность для здоровья. Это агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, замкнутые дети.
В семье, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок часто растет тревожным, нервным, неуверенным, как следствие – общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.


ФОРМА ВХОДА
ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Открытый Класс   Издательский дом - Первое сентебря   Дискуссионный клуб Минобрнауки РФ   Федеральный Институт Педагогических Измерений   Учительский фестиваль - открытый урок 

Единый Государственный Экзамен   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт   РОСОБРНАДЗОР   Федеральный портал Российского образования   Экспертиза учебников
*** Каталог профориентационных практик ***

Архив


 

   

Официальный сайт МБОУ Баганской СОШ №1, © 2001 - 2024. Все права защищены

Сделать бесплатный сайт с uCoz