В подразделе опубликуются
методические материалы, информацию о мероприятиях, проектах и программах,
которые повышают информационную грамотность педагогов.
Методические рекомендации и информация о мероприятиях, проектах и
программах, направленных на повышение информационной грамотности
педагогических работников
Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации
образовательными организациями системы мероприятий, направленных на
обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве,
профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в
молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в
противоправную деятельность.
В
Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности:
доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и
вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия
и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и
т. п.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы
указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков,
сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в
Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования
Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования,
которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед
монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы
каждые полчаса;
ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более
15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более
одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только
10 минут, не более 3 раз в неделю;
лучше работать за компьютером в первой половине дня;
комната должна быть хорошо освещена;
при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна
соответствовать росту;
расстояние от глаз до монитора – 60 см;
периодически делать зарядку для глаз.
В
соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования в структуру основной образовательной
программы основного общего образования включена программа воспитания и
социализации учащихся, которая содержит такое направление, как
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках
этой программы может осуществляться информационно-просветительская
работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками
безопасной работы в сети Интернет.
Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на
повышение информационной грамотности педагогических работников
http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия
Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и
наиболее авторитетная в России организация, созданная для
противодействия распространению опасного контента во всемирной сети.
Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке
Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и
детей.
Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок»,
ориентированный на детей и подростков.
Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере
информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия
Сетевичок»
Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни
российских подростков в сети».
Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
(воспитанников)
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о
мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение
правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае
нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в
Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите
об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при
необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой
из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной
информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через
вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной
жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях),
чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и
организацию досуга, целесообразность и необходимость использования
ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики
интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих
наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью,
своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте
к работе с учащимися и их родителями психолога, социального
педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении
Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области
информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам
здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство
в области защиты персональных данных и информационной безопасности.
Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в
своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Памятка
педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах,
принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их
прав в Интернете.
Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете.
Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за
нарушение авторских прав.
Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости
сообщайте родителям о проблемах их детей.
Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из
Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации.
Наставайте на посещении проверенных сайтов.
Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей
в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев,
участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного
интереснее виртуальной.
Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию
досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для
учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с
родителями результаты своих наблюдений.
В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью,
своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с
учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении
Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
Систематически повышайте свою квалификацию в области
информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам
здоровьесбережения.
Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области
защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь
к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и
мобильных сетей.