Оценка – своего рода символ и в то же время мерило, позволяющее определять степень успешности, обучения. Учитель может по разному пользоваться этим инструментом. Однако можно вывести некоторые общие правила.
1
Не стоит предавать оценке роль инквизиционного топора.
2
Важно, чтобы цифра не заслоняла человека.
3
Оценивайте не ответ, а достижение учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями.
4
Оценка должна позволить учителю увидеть не только ученические, но и свои проблемы.
5
Оценивается не ребёнок, а его деятельность.
6
Оценка может быть количественной и качественной (т.е. устная или письменная характеристика успехов ученика).
7
Нельзя девальвировать, но нельзя и преувеличивать роль оценки.
8
Оценка должна стимулировать деятельность ученика, т.е. позволять ученику поверить в свои силы.
9
Оценка должна быть объективной. К сожалению довольно часто, несмотря на частокол оценок в журнале, учитель не имеет представления о фактических знаниях ученика, т.е. оценка выставляется формально.
Оценка фактически должна дать ответ на главные вопросы:
- Носят ли знания ученика системный характер. - Насколько глубоко ученик понимает изученный материал. - Интересно ли ученику заниматься этим предметом. - Способен ли ученик использовать знания на практике.
Как связана репродуктивная и творческая деятельность учащихся.
Ответы на эти вопросы лежат в плоскости педагогической ориентации самого учителя: если учитель сам живет в системе репродуктивных ценностей, остановился в собственном развитии, не страдает любовью к поисковой деятельности, то чего ждать от детей? То есть, если в учителе не бьется радостное ощущение - я двигаюсь, я радуюсь, живу, - то нечего ему передать детям, нечем их увлечь и зажечь…