Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекаться, в его жизни были какие-то интересные события и др.,;
начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
использовать максимально щадящий оценочный режим в сфере неуспеха;
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения также является:
оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
приучение к режиму дня и соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, таковы:
адекватность поведения;
вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;
проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к обращению со сверстниками и взрослыми;
терпимое, спокойное отношение к временным неудачам;
способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.
Нужно также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки – это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению