Эссе Несколько лет назад, с нами , учителями школы, на одном из методических дней, проводился психологический тренинг. Нужно было одним словом ответить на вполне заурядный вопрос: « Кто я?» Кто - то из моих коллег ответил : « Я - женщина» , кто - то увидел себя только матерью, большинство сказали : « Я - человек». А я, даже неожиданно для себя, написала : « Я - учительница». Прочитав свой ответ , задумалась. Хотелось понять : учитель - это моя профессия , или это - мой образ жизни. Не без смущения и не без страха я признаюсь в том, что школа - это среда моего обитания, а дети, или точнее мои ученики, - это смысл моего пребывания на этой Земле. Чем старше становлюсь, чем дольше работаю в школе, тем больше это понимаю, то есть понимаю, что без школы, вне школы, я бы не чувствовала себя вполне счастливой. Каждый день я прихожу в класс и вижу глаза моих учеников, слышу их бодрые, чистые голоса - и понимаю : за партами сидит Будущее. Каким оно будет, зависит и от меня тоже. Но огромная ответственность не давит на меня тяжёлым грузом , а даёт мне крылья. Эти крылья - творчество. Я люблю придумывать интересные уроки, необычные формы работы с моими любознательными и требовательными детками, люблю размышлять над тем, какую силу имеют мои педагогические приёмы, как и чем они прорастают в детских душах. Я не просто учитель. Я - первая учительница. И я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне своих любимых , единственных , драгоценных чад. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие у него взаимоотношения сложатся с учителем, со сверстниками насколько учение будет для него радостным и полезным. Я понимаю, что то, как сложится школьная жизнь ребёнка, зависит во многом и от меня. И я много думаю о том, как помочь ребёнку в его развитии, в его физическом, умственном и духовном росте и становлении. Думаю и ищу, ищу нечто глубокое, общее и главное. Поэтому читаю труды великих педагогов: Сухомлинского, Амонашвили, Зайцева. Отказалась от традиционной системы обучения, 3-й год работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, и с удовольствием наблюдаю, как растёт познавательная активность моих ребятишек, какие они любознательные и как настойчиво ищут возможность для утверждения своего мнения, признания их интересов. В моём классе нет деления учащихся на сильных и слабых. У нас есть правило : каждый имеет право на ошибку, каждый способен найти собственный путь для достижения поставленной цели. Мои воспитанники легко общаются друг с другом и со взрослыми. И это меня тоже радует. Этой контактностью они помогают нам, педагогам и родителям, понять друг друга, сделаться единомышленниками в общем и главном деле - воспитании детей. Именно дети помогают нам, взрослым, управиться с самим собой, понять, для чего все мы посланы в эту жизнь и к чему призваны, чего мы сами – то стоим в нашей жизни. Вот я и вернулась к тому, с чего начала своё размышление: почему на вопрос : « Кто я», мною был дан ответ : « Я – учительница» , почему быть учительницей стало смыслом жизни для меня , да я думаю, и для многих моих коллег. Я уже говорила о том, что дети наше будущее, залог нашего бессмертия , но не до конца сказала о том, чего я жду от общения с ними. Так чего я жду? Да радости, конечно, чего же ещё?! А чтобы они и сейчас, и через 5 лет, и через 20 приносили радость, надо действовать как художник, не по плану, не по образцу, а по образу. Когда я смотрю на своего ученика, то в голове начинает жить его идеальный образ. И вот постепенно я начинаю лепить из ребёнка Его Идеальный Образ. Когда я вижу , что у меня это получается, я буквально летаю от счастья. Вот это и есть те самые крылья, о которых я говорила вначале. Крылья творчества. Я как Пигмалион, создающий свою Галатею. Только у меня их много, произведений искусства, и они все Изначально Живые, а потому требуют такой нежности от меня , такой тонкости : чтобы не ошибиться, не навредить, не разрушить то, что создала природа, а лишь довести её задумку до совершенства. Трудно? Да. Интересно- не то слово… Захватывающе!!! Я люблю свой труд , труд учителя, труд художника и ваятеля. Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня будут смотреть глаза. Глаза моих учеников… |