Моя педагогическая философия Дранова Ольга Анатольевна, Я люблю свою профессию. Сказала - и подумала: не просто профессию- я люблю своё Дело. Поэтому слово «педагог» мне не нравится. Гораздо лучше – «учитель». Учитель, наставник, воспитатель, проводник. Ряд синонимов говорит по – разному, но об одном: о высокой миссии – помогать человеку идти к своей вершине, вершине знаний, вершине духа. «Учитель», обращались к Христу апостолы, «Учитель», - называли подмастерья своего наставника, «Учитель», -говорят о своём кумире художники, поэты, писатели. Я – тоже учитель, школьный учитель, учитель начальных классов. Но от этого моя роль не менее важна, чем роль Белинского для Некрасова, роль Пушкина для Гоголя. Я тоже созидаю Человека – творца своей судьбы, созидателя новой жизни, открывателя будущих научных истин, работника, труженика, семьянина – в общем, Человека. Каков человек – таково и общество, такова и жизнь в нём. Во многом от меня, учителя, зависит будущее. Понимая это, я серьёзно отношусь к своему делу. Стараюсь для себя определить те главные ориентиры, которые помогут мне добиваться хороших результатов. Во – первых, конечно, это научить ребёнка основам наук, дать базу необходимых для дальнейшей учёбы и жизни знаний, во вторых воспитать нравственные качества в маленьких людях, в – третьих, научить жить среди людей, научить общаться с другими людьми, в – четвёртых, научить заботиться о своём здоровье: физическом и духовном. Я всегда помню, что любое обучение должно быть воспитывающим. А воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества, оттого многим кажется, что оно несложное: ведь все справлялись – и мы справимся. Это большое заблуждение. Героиня Барабары Брыльской, учительница Надя Шевелева, в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы», говорит «Ошибки учителей менее заметны, чем ошибки врачей, но они не менее опасны для человека» - и она права. В древности воспитание детей считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Действительно, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. В воспитании всё начинается в детстве. Учитель начальных классов понимает это как никто другой, ведь к нему приводят деток в ещё очень нежном возрасте, это ещё только росточки – и каким будет растение зависит не только от семьи, окружения, общества, но и от учителя во многом тоже. Это очень интересно: прикоснуться к одной из самых сокровенных тайн человечества – к тайне превращения несмышленого первоклассника во вполне самостоятельного человека. Учитель, как и художник, действует не по плану, не по отвлечённой идее, не по образцу, а по образу. Об этом я помню всегда, и поэтому считаю, что должна не переделывать своих учеников, не подгонять их под шаблон идеального ученика, а , учитывая его индивидуальность, развивать его лучшие стороны личности, не мешая при этом оставаться самобытной личностью. Конечно, если что – то вредит ему, окружающим, надо корректировать, но очень и очень осторожно. Учитель, как врач, должен помнить заповедь: «не навреди!», учитель как скульптор, должен не творить заново, а понять, секрет камня и создать именно то, что свойственно его природе, но при этом создать именно шедевр! Первое, что я стараюсь выращивать в своих воспитанниках – самостоятельность. Сознание, что человек – хозяин собственной жизни, а для других – кормилец, поилец, заступник, защитник, товарищ, друг, -должно прийти к ребёнку как можно раньше, и именнов школе это сознание должно укрепиться, потому что именно здесь он получает опыт общения с другими людьми, взрослыми и детьми, именно здесь он открывает для себя через обучение грамоте другой мир- науки, литературы. Образование окажется бесполезным, если не вырабатывать у ребёнка внутреннюю самостоятельность, т. е. внутреннюю свободу. Образованный человек свободнее неграмотного, хорошо образованный человек свободнее плохо образованного, поэтому главная моя , задача, добиться, чтобы у детей не пропадал интерес к обучению. Чем хороша свобода – тем, что за ошибки человек расплачивается сам. Сознание этого формирует ответственность. Ответственность стараюсь воспитывать в едином потоке обучения и воспитания. Ответственность – первый шаг к нравственности, а нравственность – это основа духовности. Для духовно развитого свобода – крылья, для неразвитого – бремя. Желание взвалить его на плечи другого – это проявление лености. Лень – вот с чем приходится бороться учителю в своих учениках. Любое обучение – труд, а умственный труд очень тяжёл. Наказанием ничего не добьёшься – труд стане отвратительным. А надо, чтобы он привлекал. Делаю всё возможное для этого: похвала, улыбка, радость учителя за успехи ребёнка его подбадривает, подстёгивает, заставляет стремиться к новым успехам, к новым положительным эмоциям. И здесь никогда не надо останавливаться, всё больше и больше подкреплять важность положительных впечатлений от учебных действий. Надо помнить, что к ответственности ведёт не та свобода, которая подарена, а та, что добыта собственным усилием. Как же трудно научить ребёнка преодолевать трудности, искать лёгкие пути! Какой соблазн у них получить удачу ценой минимальных усилий! Знаю, что если ребёнок из благополучной семьи, где есть мир, он. Чувствуя себя с первых шагов свободным, знает вкус самостоятельности, и он стремится стать лучше, сильнее, умнее, старается освободиться от своих плохих качеств. Но если ребёнок из неблагополучной семьи и ребёнку приходится защищаться от скандалов, отвоёвывать свои права на жизнь, он тратит столько сил, что на другое уже не хватает. Семья – вот кто должен стать союзником учителя в формировании ребёнка. Работа с семьёй очень важна. Этой работе уделяю много времени, внимания, преодолевая инертность родителей, их непонимание, а порой даже и враждебность . Но я всегда помню: я занимаюсь очень ответственным делом – взращиванием Человека, и значит нужно многое в себе преодолеть: страх, незнание, неуверенность, ту же самую пресловутую лень и слабость души. Моя задача как учителя начальных классов – создать почву, благодатную почву, чтобы дальнейшее обучение и воспитание. Через которое предстоит пройти ребёнку, пошло бы им впрок. .Нельзя строить третий и пятый и десятый этаж там, где нет фундамента. Начальная школа – это тот самый фундамент – и халтуры он не потерпит, а значит с меня всё спросится: спросит ребёнок, став взрослым, спросят его родители. Спросит общество, спросит государство. Но прежде всего, я -сама с себя спрошу! Труд учителя сложен и труден, Интересен, богат, многолик. Состоит он из праздников, буден, И как важен, и как велик! Я люблю своё дело – не скрою: Моё дело – важнее всего. Оно с радостью, и оно с болью. Это - счастье моё! |