Работа с текстом при подготовке к изложению в 7 классе Учитель русского языка и литературы: Саженина Т.Е. Цель: развитие навыков устной и письменной речи в обстановке сотрудничества и взаимодействия. Подбирается специальный текст для изложения или используется данный в учебном пособии. Работа над текстом осуществляется на уроке в несколько этапов, что позволяет неоднократно прочитать текст, проработать его содержание, проговорить основные мысли, сделать подготовительные записи. 1 этап «Выделение главного». -Учитель в среднем темпе читает текст, учащиеся следят за прочтением. -Учащиеся внимательно прочитывают текст самостоятельно. -Цифрами нумеруют абзацы. -Класс делится на 2 команды. -1-я команда придумывает вопрос-загадку к каждому абзацу текста. -2-я команда выделяет в каждом абзаце главную мысль. -1-я команда задаёт вопрос- загадку, 2-я команда отвечает, к какому абзацу относится вопрос и кратко на него отвечает. Оценивается оригинальность вопроса-загадки у 1-й команды и точность, правильность ответа, быстрота –у 2-й команды. 2 этап «Образное восприятие» -Учащиеся читают текст ещё раз. -Участники 1-й команды должны содержание каждого абзаца изобразить пантомимой, а 2-й команды изображают главную мысль в виде рисунка или условных знаков. -Совершается обмен результатами работы: 1-я команда изображает пантомиму, а 2-я команда её озвучивает, цитируя содержание соответствующего абзаца. 2-я команда представляет рисунок – 1-я подбирает подпись под рисунок цитатой из текста или выражает мысль своими словами. 3 этап «Конспект» Каждому ученику раздаётся столько небольших листочков, сколько абзацев в тексте. Ученики кратко конспектируют каждый абзац на отдельном листочке, словосочетанием, одной или двумя фразами выделяя главную мысль, но не нумерует листочки. Перемешивает листочки и обменивается с соседом по парте. Учащиеся внимательно прочитывают текст на листочках и нумеруют их, ставя цифру-номер абзаца учебного текста, к которому , по его мнению, относится конспект. Составив свой вариант законспектированного текста, ученик сверяет его с оригиналом, проверяя правильность своего решения. Оцениваются те, кто правильно распределил листочки. 4 этап – заключительный «С разных позиций» -Выбирается вид деловой игры: «Заседание учёного совета», «Пресс-конференция», «Защита диссертации», «Семейный вечер», «Судебное заседание» и т. д. с учётом содержания и возможностей текста. - Распределяются роли, от лица которых может быть изложено содержание данного текста. -Каждый выбранный персонаж представляет свою часть текста с учётом роли по заранее подготовленным учителем вопросам по тексту. Дома учащиеся отрабатывают орфографию и пунктуацию текста На следующем уроке пишут изложение. |