Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы Коваленко Л.И.
1. Использование компьютера (отсканированные репродукции картин, создание презентаций (10-20 минут на уроке). Слайды на компьютере череду .лея с работой над текстом. Хороши презентации во время знакомства с биографией писателя, с его произведениями) 2. урок - исследование Цель: внимательно всмотреться в ту или иную часть речи, понаблюдать за её жизнью в тексте. В основе -текст художественной литературы (чаще всего из школьной программы). Класс делится на группы, у каждой группы свои вопросы. Обсуждение в группах идёт 10-15 минут, затем эти вопросы обсуждаются в классах. Домашнее задание творческого характера 3. Творческая мастерская - это целая технология, требующая от пре5подавателя перехода на позицию партнёрства с учащимися, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Творческая мастерская направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Заканчивается мастерская всегда рефлексией мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений. - Какое природное явление мы с вами можем наблюдать чаще всего летом? (Дождь — гроза - молния- моё настроение в этот момент) - Нарисуем дождь - Вспомним интересные истории из своей жизни, связанные с дождём, расскажите друг другу- выберите самую интересную, чтобы рассказать нам. - Какие слова возникают в памяти, когда вы слышите слово «дождь»-Запишите их в столбик, через строчку - Распространите слова — ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания -Попробуйте дать определение слова «дождь» (Дождь-это....) - Используя содержание своей копилки, напишите сочинение - миниатюру о дожде. Выразите своё отношение к дождю. Когда работа закончена, происходит обмен мнениями, ребята зачитывают свои работы. 4. «Разберём сочинение» Цели: обучающие- учащиеся учатся писать сочинение, выражать свои мысли творчески, понятно развивающие - развитие мышления, письменной речи воспитывающие - формирование чувства собственного достоинства, уверенности в изложении своих мыслей A) учитель даёт задание написать сочинение на определённую или свободную тему. Б) все учащиеся выполняют работу либо в классе, либо дома B) учитель проверяет работы и выделяет те из них, которые имеют какие - либо достоинства. При этом учитель не делает никаких пометок в сочинении. Г) учащиеся делятся на группы от 5 до 7 человек. Педагог даёт инструкцию: «Вам предлагается проанализировать работу одного из членов вашей группы. При анализе можно говорить только о том, что вам понравилось. Каждый должен найти не менее одного достой. Д) в каждой группе начинается анализ работ. Все слушают и выказывают свои позитивные оценки, отмечая то, что им понравилось. После этого свою оценку может высказать и учитель. Исследования показывают, что эта форма учит учащихся замечать хорошее в работе других. Учащиеся учатся говорить об успехах других. Ученик, воспринимающий позитивные оценки своего сочинения, запоминает свои удачные находки, убеждается в своих способностях. Данная форма развивает интерес у учащихся к выполнению такого вида работ, это приводит к созданию теплой атмосферы как в малой группе, так и в классе в целом. |