Фото архив  

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ [8]
Поурочные планы, технологические карты...
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ [2]
разработки классных часов
ТВОРЧЕСКИЕ ОТЧЁТЫ [0]
Творческие отчёты учителей
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА [0]
Обобщения опыта учителя
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ [1]
Методические разработки учителей
ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ [0]
Дидактические разработки учителей
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ [0]
Рабочие программы учителей

 

 

Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

Урок № 35.       

       

        Тема.    Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

        Цель:                                                      

·         выявить фольклорные основы стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка», авторскую позицию; формировать представления о строфе;

·         формировать   навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, лексической работы;

·         развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе анализа стихотворения.

      

Оборудование: мультимедийная презентация; аудиозапись романса «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»).

 

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.      Проверка домашнего задания.

1.Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

2.Цитатный план фрагмента стихотворения от слов «О милые плуты!» до слов «Проводит нас в недра землицы родной…»

 

III.   Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка» впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1847 г.

Современники высоко оценили это произведение. В начале 1847 г. Н.П.Огарёв писал Т.Н.Грановскому: «Тройка» Некрасова – чудесная вещь. Я её читал раз десять». Стихотворение неоднократно положено на музыку (композиторы А.И.Дюбюк, М.В.Коваль и др.). Романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и её сердечной «тревоги».

Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням, в которых возникали образы одинокой героини, окружённой «весёлыми подругами», нелюбимого мужа и злой свекрови.

 

3.Выразительное чтение стихотворения учителем.

 

4.Обращение к репродукции картины И.Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

 

5.Анализ содержания стихотворения.

- Найдите в тексте описание портрета героини, определите черты сходства с героиней полотна И.Глазунова.

- Перечитайте первое и второе четверостишия. Почему стихотворение начинается вопросами? Можно ли обнаружить скрытую иронию в описании героини в данных четверостишиях? (Это вопросы – упрёки (что жадно глядишь? зачем бежишь?). Автор с сожалением и иронией замечает волнение героини (знать, забило сердечко тревогу), понимает, что душа девушки полна надежды на счастье, которому не дано осуществиться).

- Знает ли героиня о том, что её ждёт в будущем? (Она знает о нелёгкой судьбе крестьянки, но лирическая героиня так молода, так красива! Девушка напряжённо всматривается в даль, как будто пытаясь обмануть судьбу).

- Что значит для неё тройка, мчащаяся по дороге? (Стремительная тройка для героини – символ перемен, сказочная сила, которая перенесёт её в счастливое будущее).

- Тройка – образ-символ, часто появляющийся в народных песнях. Это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье).

- Почему в стихотворении Некрасова возникает образ корнета?  (Корнет для героини – сказочный принц, который непременно должен сделать её счастливой).

- На какие смысловые части можно разделить стихотворение Н.А.Некрасова? (Стихотворение Н.А.Некрасова можно условно разделить на две части: в первой говорится о красоте героини, о её заветной мечте стать счастливой; во второй речь идёт о нелёгкой судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки).

- В каких словах звучит отношение лирического героя к крестьянке? Прочитайте выразительно этот фрагмент. (Фрагмент стихотворения от слов «На тебя заглядеться не диво, полюбить тебя каждый не прочь» до слов «В сердце юноши кинет любовь» свидетельствует о восхищении лирического героя красотой девушки).

 

6.Исследовательская работа с текстом. Лексическая работа.

- Выпишите из текста слова и сочетания слов, позволяющие представить облик красавицы.

Дикарка – застенчивая, избегающая людей девушка.

- Почему лирический герой так называет девушку? (Лирический герой показывает неискушённость героини, её беспомощность перед лицом судьбы).

 

7.Анализ содержания стихотворения.

- Каких сказочных героинь напоминает девушка? (Героиня похожа на сказочную царевну из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина).

- Каким чувством наполнены строчки: «Поживёшь и попразднуешь вволю, /Будет жизнь и полна и легка»? (В этих строчках звучит горькая ирония).

- Как связаны и разделены между собой первая и вторая части стихотворения? (Первая и вторая части связаны образом лирической героини и противопоставлены как мечта и действительность).

 

8.Выразительное чтение отрывка от слов «Поживёшь и попразднуешь вволю…» до слов «И ничем не согретую грудь».

 

9. Исследовательская работа с текстом.

- Выпишите слова и сочетания слов, которые рисуют облик героини в будущем. (Перетянешь уродливо грудь, отцветёшь, погрузишься в сон непробудный, выраженье тупого терпенья, бессмысленный, вечный испуг, бесполезно угасшая сила, ничем не согретая грудь.)

 

10.Анализ содержания стихотворения. Лексическая работа.

- Свидетельством каких внутренних изменений стали перемены во внешности героини? Каково значение строчки «ничем не согретая грудь»? (Героиня измучена жизнью, она потеряла надежду, согревавшую её душу в юности).

- Как изображается жизнь в семье героини? (Бьёт муж-привередник, гнёт в три погибели свекровь. Крестьянка ничего не знает, кроме изнурительного труда).

- Объясните смысл фразы: «Выраженье тупого терпенья / И бессмысленный, вечный испуг». Какова жизнь героини?

Терпеть – выносить, страдать, крепиться.

(Героиня принимает такую жизнь как раз и навсегда установленный порядок вещей. Она и не пытается помышлять о справедливости законов, по которым живут многие поколения русских людей).

- Смерть героини – трагедия или закономерный финал её жизни?

- Почему два последних четверостишия начинаются с отрицания? Что скрывается за призывом лирического героя? (Лирический герой призывает крестьянку забыть о бесполезных мечтах, не бередить душу красивой сказкой).

- Почему героине не суждено нагнать бешеную тройку? Каково значение фраз «кони крепки, сыты и бойки, / И ямщик под хмельком»? (Бешеная тройка – это совсем другой мир, полный счастья и довольства. Реальность крестьянской жизни наполнена тяжёлым трудом и лишениями).

 

11. Прослушивание романса «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…») на музыку неизвестного композитора в исполнении Л.Зыкиной.

 

12.Подведение итогов по анализу содержания стихотворения.

- Каково отношение лирического героя к крестьянке? (Он испытывает чувство сострадания и тайного негодования, описывая тяжёлую участь крестьянки).

- Как в отношении лирического героя к крестьянке проявляется авторская позиция? (В обращениях лирического героя к крестьянке звучит авторская вера в то, что слова, полные иронии и гнева, дойдут до сознания тех, от кого зависит счастье простых людей).

 

IV. Работа по теории литературы.

Стих – это одна стихотворная строчка.

Строфа – повторяющееся в стихотворении сочетание из нескольких строк с определённой рифмовкой; часть стихотворного произведения, объединяющая ритмически и по смыслу несколько стихов.

Четверостишие (катрен) – в русском стихосложении самая распространённая из всех строф. В текстах большинства русских поэтов такая строфа численно едва ли не преобладает над всеми другими.

 

V.  Подведение итогов урока.

 

VI. Домашнее задание.    

1.Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», с.278-304, ч.1.

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

- «историка» о присоединении Кавказа к России;

- «искусствоведа» о картинах, посвящённых Кавказской войне, о портрете Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского;

- «литературоведа» об историко-литературной основе рассказа «Кавказский пленник».

Категория: РАЗРАБОТКИ УРОКОВ | Добавил: bcity (15.02.2012) | Автор: Баганова Ирина Владимировна
Просмотров: 18647 | Теги: Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ФОРМА ВХОДА
ПОИСК

Открытый Класс   Издательский дом - Первое сентебря   Дискуссионный клуб Минобрнауки РФ   Федеральный Институт Педагогических Измерений   Учительский фестиваль - открытый урок 

Единый Государственный Экзамен   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт   РОСОБРНАДЗОР   Федеральный портал Российского образования   Экспертиза учебников
*** Каталог профориентационных практик ***

Архив


 

   

Официальный сайт МБОУ Баганской СОШ №1, © 2001 - 2024. Все права защищены

Сделать бесплатный сайт с uCoz