Безусловно, в зависимости от возраста ребёнка и существующей проблемы планы логопедического занятия различаются. Но, все же есть один общий «скелет» для всех занятий. Свои индивидуальные логопедические занятия я начинаю с пальчиковой гимнастики. Ребятам нравятся пальчиковые игры, и они с удовольствием повторяют слова и движения за логопедом.
Следующим номером идет артикуляционная гимнастика. Об этом виде логопедического занятия тоже говорилось достаточно много. Артикуляционная гимнастика прекрасно подготавливает речевой аппарат к дальнейшей постановке звуков. Поэтому даже если нет органических нарушений, стоит выполнять артикуляционную гимнастику. Следующий этап, который очень интересует родителей - это постановка звуков. Некоторые логопеды уделяют этому процессу все занятие. Но для детей это может быть утомительно, и потому в своей логопедической практике я использую метод чередования.
Самое главное с самого первого занятия зародить в ребенке семя успеха. Он должен понять и поверить, что у него все получится. А потому, начинаю постановку того звука, который лучше идет. И нет ничего криминального в том, что шипящие в речи ребенка появятся раньше, чем свистящие. И моя логопедическая практика показывает, что с таким подходом постановка звуков будет идти гораздо быстрее. Постановку сонорных звуков (р и л) я начинаю буквально со второго занятия. Такой метод позволяет существенно экономить время и даёт очень хорошие результаты. На постановку звука отводим минут 5. Но, как бы там ни было для ребёнка это скучно. В данном случае используем игру. Ребенок даже не подозревает, что игра - это тоже логопедические задания. Да еще какие! В результате такого логопедического занятия мы успеваем сделать пять - шесть подходов к звукопостановке. Ненавязчиво и эффективно. К тому же мы поработали и над логикой и над мышлением, памятью, внимательностью и всем, что необходимо для развития маленького человечка. Ребенок доволен и логопед теперь ему лучший друг! А значит, на следующем занятии он будет стараться еще больше! И конечно не забываю про поощрения в конце занятия. Конфеты, наклейки или что-то еще на усмотрение родителей.
Главное - оценить старание ребенка. Конечно, по мере продвижения в занятиях отработка звуков или другого основного материала начинает занимать все больше времени. И меньше времени остается на игру. Но к этому моменту ребенок привыкает работать в таком, достаточно интенсивном темпе. К тому же вы друзья! А дружба с ребенком - это основа успеха работы логопеда. |