Кому не приходилось слышать от учителя фразу «На уроке твоя голова не работает». Слышали многие, но ответить на это до сих пор было нечего: «Работает, Марь Иванна, и еще как работает на. На целую пятерку с плюсом!». О работе «неработающего» мозга узнай.
Первым заинтересовался «неработающей головой», а точнее «бездействующим» мозгом исследователь из США с типичной американской фамилией Соколов. В 1950 году он измерял потребление кислорода в двух состояниях- решении арифметической задачи и в состоянии расслабленности (почти классический вариант поведения на уроке «кто учится, а кто спит»). Как вы помните кислород является основой окислительных реакций, необходимых для выделения энергии. Результат был феноменальный – «бездействующий» мозг потреблял больше кислорода! По сути сонный ученик больше тратит энергии чем активный.
Эта непонятная активность бездействующего мозга долгое время оставалась загадкой, пока в 2001 году ею не занялись два нейролога из Медицинской школы Вашингтонского университета (США), Райхле и Шульман, которые применили для исследования новый метод сканирования функционирующего мозга или позитронно-эмиссионную томографию. Испытуемые выпивали раствор глюкозы с короткоживующими радиоактивными атомами. Распадаясь атомы излучают протоны, которые улавливаются сканером. В каком участке мозга больше излучения, значит в тому участку мозга требуется больше глюкозы.
Результаты оказались неожиданными. Наш мозг составляет всего 2% от веса нашего тела, но при этом потребляет 20% энергии. 60-80% идет на внутреннюю работу мозга, при которой нейроны обмениваются информацией друг с другом. А вот на реакцию на воздействие внешней среды, включая решение арифметической задачи до 1%.
Исследование позволило найти участок мозга, который в состоянии «безделья» работали особенно активно. Это участок идет через кору левого полушария спереди назад. И в состоянии активности включает участки мозга, которые связаны с восприятием своего «я». Так что можно пошутить на эту тему – любой тянущий руку вверх в первую очередь хочет выделится из одноклассников и похвастать своим знанием. Но в состоянии бездействия этот участок мозга связывается с гиппокампом – ядром мозга, отвечающим за хранение последних воспоминаний .
Так что пока ты «дремлешь» на уроке у тебя идет усвоение материала данного на предыдущем уроке. И эта работа еще более сложна и энергозатратная в сравнении с решением задачки, заданной учителем. Но на два вопроса ученые не ответили. Первый, справедливо ли двойка за то, что задремал на уроке? И может стоит ввести уроки сна между русским и математикой? Ну чтобы лучше запоминался материал…
Только запомни усваивать материал позволяет не сон, а расслабление. В крайнем случае первая фаза сна, а это порядка 10..15 минут.