Тема: Электрический ток. Источники тока
Цели урока:
Учебные: 1. Сформировать понятие «электрический ток» 2. Выяснить условия существования электрического тока и назначение источника тока 3. Рассмотреть принципы действия источника тока 4. Ознакомить учащихся с различными видами источников тока
Развивающие: 1. Развивать абстрактное и логическое мышление учащихся 2. Формировать умения самостоятельной исследовательской работы
Воспитательные: 1. Формировать мировоззрение учащихся 2. Формировать познавательный интерес к физике
Тип урока: Урок изучения нового материала
Ход урока:
Ӏ. Проверка знаний С целью проверки знаний по изученной теме в течении первых 5 минут урока проводится физический диктант ( приложение )
ӀӀ. Изучение нового материала Тема сегодняшнего урока: « Электрический ток. Источники электрического тока». Цель сегодняшнего урока: выяснить природу электрического тока; закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока.
План изложения нового материала: 1. Электрический ток. 2. Условия существования электрического тока. 3. Источники электрического тока.
1. Согласно электронной теории, в телах имеются свободные электроны, движением которых объясняются различные электрические явления. Эти электроны совершают хаотическое движение, подобное движению молекул газа.
Слово «электричество» , «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минутку, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события? ( Ответы учащихся ) Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.( видео ). Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику. Движение направленных электронов проводимости в металлических проводниках под действием поля называют электрическим током. В других проводниках под действием поля могут двигаться любые заряженные частицы ионы, электроны.
2. Для существования электрического тока необходимы следующие условия: а) наличие свободных электронов в проводнике; б) наличие внешнего электрического поля для проводника.
Электрический ток прекращается, если электрическое поле, создающее движение зарядов, исчезает.
Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
3.Источники тока бывают различными, но во всяком случае из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-нибудь другой энергии в электрическую.
Из истории изобретения источников тока( приложение 1 ) Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических.( приложение 2 )
В электрофорной машине в электрическую энергию превращается механическая энергия.
При освещении некоторых веществ световая энергия превращается в электрическую энергию – это явление фотоэффекта. На нем основано устройство и действие фотоэлементов.
В источниках тока за счет сил неэлектрического происхождения происходит разделение заряженных частиц, в результате чего полюса источника оказываются заряженными разноименно.
Рассмотрим принцип действия аккумулятора.( приложение 3 )
Аккумулятор нужно зарядить, т.е. пропустить через него ток. При прохождении тока между пластинами и кислотой происходит химическая реакция. Его «заряжают» , пропуская через него ток. Только после этой процедуры он становится источником тока.
ӀӀӀ. Закрепление изученного. С целью закрепления материала проводится опрос-беседа по изученной теме: - Что называется электрическим током? - Что может заставить заряженные частицы упорядоченно двигаться? - Как можно создать электрическое поле? - Можно ли искру, возникшую в электрофорной машине, назвать электрическим током?
ӀV. Рефлексия: 1. Что мне дал урок? 2. Чему я научился? 3. Пригодятся ли знания, полученные на уроке, для дальнейшей жизни?
V. Домашнее задание: 1. § 32 учебника; вопросы и задания к параграфу. 2. Домашний проект «Сделай батарейку».
Источник: http://bsh1.3dn.ru/index/zhanguzhinova_madina_ersainovna_portfolio/0-329 |