ГОРЕ ОТ УМААлександр Сергеевич Грибоедов«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.
Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века — одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга, но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Германию и «не писал трёх слов»; вопреки ожиданиям Чацкого она встречает его очень холодно. Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением взять в жёны Софью. Оказывается, у неё уже другой возлюбленный — живущий в доме её отца секретарь молодой Молчалин. Но он ничего подобного не знал, хотя догадывался, что Софья в кого-то влюблена, но никак не может понять, в кого. На протяжении всей комедии Чацкий пытается понять, кто же избранник его возлюбленной. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов), добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии, пущенные Софьей. В конце пьесы он решает покинуть Москву.
В комедии соблюдены классические три единства: действие (в центре которого любовный треугольник Молчалин-Софья-Чацкий; впрочем, единство действия наиболее проблематично из-за нескольких конфликтов) происходит в одной комнате дома Фамусовых на протяжении 24 часов — начинается рано утром и кончается перед рассветом следующего дня.
Основная идея трагикомедии: протест свободной личности «против гнусной российской действительности». (А. С. Грибоедов).
Проблемы, поднятые в произведении:
1. Нравственно-этические 2. Культурно-просветительские 3. Социально-политические
Многие фразы из пьесы, включая ее название, стали крылатыми:
* Ба! знакомые все лица! * А судьи кто? * Счастливые часов не наблюдают * Всё врут календари * Где ж лучше? — Где нас нет. * Времён Очаковских и покоренья Крыма * Свежо предание, а верится с трудом * Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь * <Уж коли зло пресечь,> собрать все книги бы да сжечь * Чины людьми даются, а люди могут обмануться * Служить бы рад, прислуживаться тошно * Подписано, так с плеч долой * В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов * И дым Отечества нам сладок и приятен[2] * Дома новы, но предрассудки стары * Блажен, кто верует, тепло ему на свете * Ах, злые языки страшнее пистолета * Шёл в комнату, попал в другую * Карету мне! Карету! * Кто беден, тот тебе не пара * Ученье — вот чума, ученость — вот причина * Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали! * Смешенье языков французского с нижегородским * В мои лета не должно сметь свое суждение иметь * Упал он больно, встал здорово * <Читай не так, как пономарь,> а с чувством, с толком, с расстановкой * <Набрать учителей полки> числом поболее, ценою подешевле * Герой не моего романа
ЭКРАНИЗАЦИЯ 1952 ГОД Режиссер Сергей Алексеев
В ролях: Михаил Царёв, Ольга Хорькова, Михаил Садовский, Вера Пашенная, Евдокия Турчанинова, Игорь Ильинский
ЭКРАНИЗАЦИЯ 1977 ГОД
В ролях:
Михаил Царев, Нелли Корниенко, Евгения Глушенко, Борис Клюев, Виталий Соломин, Роман Филиппов, Лилия Юдина, Владимир Ткаченко, Николай Рыжов, Муза Седова.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО 814
В ролях: Олег Меньшиков, Екатерина Васильева, Сергей Мигицко, Марат Башаров.
ОТРЫВОК монолог Чацкого
ОТРЫВОК
монолог Чацкого
|