педагогической деятельности учителя английского языка муниципального образовательного учреждения - Баганской средней общеобразовательной школы №1 Баганского района Новосибирской области Петуховой Лидии ВасильевныВ современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно развить в нём интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию. Перспективное развитие школы 21 – го столетия ориентировано на переход от образования как передачи ученику знаний к продуктивному образованию. Понимание необходимости переориентировать учащихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания, потребовало от меня перенесения акцента с непосредственного обучения иностранному языку на изучение его самими учащимися, то есть на актуализацию самостоятельной деятельности учащихся по овладению языком и культурой. В связи с этим самостоятельная учебная деятельность становится на моих уроках важнейшим компонентом учебного процесса. Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи: 1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием. 2.Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, денотатных карт, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д. ) 3.Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, денотатные карты, работать над текстом. 4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы. Технологии обучения и воспитания ребёнка в школе сегодня, предполагающие усиление его личностных качеств, потребовали от меня изменений и в самой себе. Прежде всего, это приобретение таких качеств, как профессиональная мобильность, способность и готовность к постоянному профессиональному развитию и совершенствованию. Необходимым условием такого саморазвития и самосовершенствования стала постоянная рефлексия своей профессиональной деятельности и опыта своих коллег. Своим педагогическим кредо я хочу выразить словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Учитель живёт, пока он учится. Когда он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». Одним из главных направлений своей профессиональной деятельности на протяжении 23 лет работы в нашей школе считаю самообразование творческий поиск. Постоянно развиваю и углубляю свои знания, профессиональные умения, преломляя их через призму своего опыта. В 2004 году мною были пройдены курсы при НИПК и ПРО по теме «Коммуникативно – ориентированный подход в обучении иностранному языку», а также курсы по работе с компьютером на базе РУО. Постоянно приобретаю новинки методической литературы, пособия по английскому языку, выписывая журналы, газеты на английском языке, что помогает в работе в качестве учителя и руководителя РМО учителей иностранного языка. Чтение литературы на английском и немецком языке, прослушивание кассет, репетиторство, выполнение различных переводов способствует языковой практике. В школе созданы и мною поддерживаются все необходимые условия для творческой деятельности : отдельный кабинет, на уроках и во внеклассной работе используются ТСО: Магнитофон, компьютеры с выходом в Интернет, ксерокс, принтер, видеомагнитофон; имеются достаточные библиотечные фонды. Администрация школы заинтересованно относится к организации учебного процесса по иностранному языку, оказывает методическую и материальную помощь. Всё это создаёт благоприятные условия для самосовершенствования в работе над темой района «Творческая деятельность личности в образовательном процессе – принцип 21 века». Ориентируясь на данную тему, я определила для себя тему самообразования: «Формирование самообразовательной компетенции при личностно – деятельностном подходе в обучении иностранному языку». Работая над данной темой и реализуя поставленные задачи, я повышаю практическую направленность урока за счёт разнообразных творческих заданий и включение учащихся в активную деятельность на уроке. Это возможно при условии создания мотивационной среды. Для её создания стараюсь дать учащимся возможность на уроке рассказать одноклассникам и учителю что- либо значимое, реальное для них. Помня о том, что знания усваиваются успешнее в ходе активной работы с материалом, включаю учащихся в деятельность, имитирующую реальную ситуацию, при этом использую такие формы работы как: индивидуальную, работу в парах, групповую. Работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи каждого, позволяет говорить на иностранном языке в неформальной обстановке, даёт возможность взаимопомощи и обмена идеями. Формируя навыки самостоятельной работы, использую следующие технологии продуктивного обучения: 1.Личностно – ориентированную. 2.Интерактивного обучения. 3.Проблемно – поисковую. 4.Игровую. 5 .Проектную. 6..Технологию творческой самореализации личности. 7.Сценарно – контекстную. 8.Технологию аналитической работы с текстом. (см. Приложение ) Влияние на личностную сферу учащихся в процессе самостоятельной учебной деятельности обеспечиваю содержанием самостоятельной работы за счёт: а) включения учащихся в решение реальных учебно – исследовательских задач на разных этапах обучения с учётом психологических и возрастных особенностей детей. б) подбором личностно – значимых тем, текстов. в) тщательным отбором формы работы с материалом, типов уроков, методов и приёмов с учётом интересов и мотивации школьников. г) переработки, перестраивания, дополнения, изменения материала урока, учебника за счёт привлечения дополнительной иформации, интересных фактов. д) включения в программу дополнительных тем, не предусмотренных содержанием УМК, но личностно значимых для учащихся. е) привлечения материалов периодической печати на английском языке. В рамках используемых технологий, направленных на развитие самостоятельных навыков, использую разнообразные виды заданий и упражнений. На практике убедившись в том, что проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности школьника, широко применяю их в своей работе. На моих уроках дети выполняют следующие виды проектов: 1. Реферативные – учащиеся пишут рефераты по темам : «Традиции и обычаи», «Праздники», «Города», «Промышленность», «Особенности английского образа жизни». 2. Конструктивно – практические проекты: делают коллаж, ведут дневник наблюдения погоды. 3. Игровые ролевые проекты: разыгрывают игры, ставят постановки по текстам сказок, материалам учебника, рекомендованного для домашнего чтения, например: «Приключение Тома Сойера». 4. Информационные и исследовательские проекты, например: «Географическое положение, промышленность, сельское хозяйство Новосибирской области», «Баганский район 40 лет тому назад и сейчас». 5. Издательские проекты: «Портрет моей семьи», «Мои друзья и я», путеводители: «Русские традиции», «Приезжайте к нам в Баган». 6.Сценарные проекты: «Ночь Роберта Бёрнса», «Пасха по – европейски», «Рождественский вечер». 7.Творческие работы: Создание киноролика «Моё кино». Активизации рефлексии ученика на уроках иностранного языка способствует создание реальных ситуаций, нравственно значимых для него. Многолетняя практика использования мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том , что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках провожу следующие игры: пресс – конференции, интервью, разыгрывание ситуаций: «В магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте». Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации: а) представитель фирмы рекламирует свою продукцию; б) представитель турагентства рекламирует турпоездку в Баган, в Лондон, зимние туры; в) студенты вуза представляют своё учебное заведение на ярмарке профессий; г)кинозвезда, режиссёр представляют свой фильм; д) «авторы» рекламируют лучшую книгу сезона. Ролевые игры провожу как контролируемые ( на основе текста), так и свободные, когда озвучиваю только её тему. Учащиеся сами делятся на группы, сами распределяют роли и сами решают , что говорить и как будет развиваться действие. Ситуация описывается лаконично, например: «К вам едет гость из Москвы» - организуйте встречу гостя и его досуг. Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех. Для робких и застенчивых сначала подбираю роли «второго плана», постепенно готовя их к ролевому общению. Результаты анкетирования ежегодно показывают, что ролевые игры, инсценирования разного вида вызывают наибольший интерес учащихся. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык – средство общения. Свой творческий потенциал учащиеся также проявляют при выполнении письменных творческих заданий: составляют письменные ответы, описывают характер литературного героя, пишут ответы на письма подростков, взятые из газет, журналов на английском языке; описывают родные места, обычаи, семейные традиции; ведут дневники погоды; пишут рассказы, мини – сочинения, сказки, рекламные объявления. Большое внимание уделяю подбору упражнений, направленных на активизацию речевой деятельности: моделирование и составление текста по образцу, восстановление содержательных пропусков собственным текстом, дополнение и расширение текста, поиск недостающей информации. Для формирования стратегии изучения языка учащиеся выполняют такие задания: 1.Самостоятельное выведение значения лексической или грамматической единицы. 2.задания с использованием словарей ( смысловые задачи). 3.Смысловую группировку языковых единиц. 4.Вопросы для рефлексивной самооценки продвижения в изучении ИЯ. 5.Составление личных грамматических справочников в виде опорных схем, таблиц, рисунков, денотатных карт грамматических значений.(см. Приложение ) 6.Составление собственных справочных записей с самостоятельно сформулированными правилами, примерами. 7.Ведение традиционных словариков со списком самостоятельно накопленной лексики. 8.Ведение тематических словарей. 9.Создание опорных схем лексических средств. 10 Ведение собственных справочных записей ( о стране изучаемого языка в сопоставлении со своей страной. Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: информатор, наблюдатель, консультант. Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что а) даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это; б) при неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ; в)воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе; г) откладываю коррекцию до конца задания; д) записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить; е)для отслеживания результатов обучения использую разделы «Test yourself»; ж) стараюсь давать положительную оценку работе учащихся. Я считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем зависят мотивы учения школьников. В своей работе использую следующие виды контроля: констатирующий, текущий, итоговый. Контроль осуществляю в определённой системе: -проверка домашнего задания на каждом уроке; -тематический учёт знаний (веду тетрадь учёта знаний); -зачёты по темам; -самоконтроль (самодиктанты, работа «по ключам» ), взаимоконтроль; -экзамен один раз в год; -контрольные работы; -минитесты, срезовые работы, тесты; -устный опрос; - защита проектов; -круглый стол; -индивидуальные карточки, задания. Эффективность работы учителя зависит от применяемых средств обучения. Я использую следующие средства обучения: ТСО, демонстрационные материалы, стандартные, наглядные ( таблицы, блок – схемы, стенды, плакаты), раздаточный материал (карточки – задания, технологические карты), игрушки, опорные конспекты, видео – и аудио материал, книжный фонд, периодические издания на иностранном языке: «Мозаика», «Дайджест», «Иностранные языки в школе», учебно – методические комплексы: под редакцией О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, А.П.Старкова, Б.С.Островского, пособия по страноведению под редакцией В.А. Радовель и Г.Д.Томахина, учебники под редакцией Е.Б. Поляковой, Г.П. Раббот, Г.П. Шалаевой, В.В. Сафоновой, И.П. Твердохлебадр, В.П.Кузовлёва, Н.П.Лапа и другие, рабочая скорректированная программа, газеты: «School English», «English Learners Digest». На основе анализа своей деятельности и её результатов считаю, что продуктивная самостоятельная работа обеспечивает реализацию личностного творческого потенциала учащихся, накопление ими индивидуального опыта освоения и использования иностранного языка, развитие устной и письменной речи, способствует самоопределению и самореализации личности, снимает боязнь языка. Ежегодно я обучаю от 100 до 150 учащихся 4 – 11 классов, все они успевают, в том числе 68 – 71 % учатся на «4» и «5», участвуют в школьных и районных олимпиадах, занимают призовые места (см. Приложение ) Мои ученики выбирают английский язык для итоговой аттестации, успешно её выдерживают, ежегодно отдельные ученики поступают на ФИЯ НГПУ и Куйбышевского филиала, 10 моих учениц, окончив педуниверситет , преподают английский язык в школах, лицеях, ПТУ города Новосибирска и Баганского района, 12 моих воспитанниц – серебряные медалисты школы, двое из них окончили ФИЯ НГПУ, мои выпускники успешно учатся в вузах, проходят языковую стажировку в англоговорящих странах. Опытом работы делюсь с коллегами: даю открытые уроки, выступаю на МО. Опыт моей работы по теме «Личностно – ориентированный подход в обучении иностранным языкам» обобщён районным МО учителей иностранного языка в 2004 году. |