Почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний: нежелание учиться – зависимость от лени, инфантилизм – зависимость от доминантной мамы, а об никотиномании, компьютерной зависимости и говорить нечего – здесь все ясно.
Современному человеку все менее свойственно здоровое чувство внутренней свободы. Свободы, которую контролирует совесть и которая неизбежно сопряжена с ответственностью. За многие годы сложилась некая определенная схема сопровождения и решения проблем. И все же наиболее результативной является профилактика. Незнание не спасает человека от ошибок. Значит, задача взрослых – информировать, чем мы сейчас и займемся.
Первое с чего хотелось бы начать, это степени компьютерной зависимости, которые были выведены в ходе исследований: Увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень. Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак.в случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводит у друзей. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, так как пребывание за компьютером данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки. Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости человеку необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении: заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением, отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, слышание голосов, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необходимость в изоляции и лечении.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ НЕ ПОПАСТЬ В КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ?
Вашему вниманию предлагается простейший тест на проверку степени зависимости.
Ситуация: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи.
1-й уровень – просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло».
Способы реагирования: Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключается на другое дело, может отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на данное время. Ребенок откликается со второго – третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3-й степени.
2-й уровень – в случае, если ребенок откликается со второго – третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается, либо вообще не откликается на просьбу, явно не слышит, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне».
Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
Наверное, каждый из вас подумает, почему сын, а не дочь. Что это, случайность или закономерность? Что в девочке есть такое, что предохраняет ее от компьютерной зависимости?
Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, словесная эмоциональность также далеко не всегда экспрессивна, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых таким мальчикам может не хватать. Этот дефицит рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности, ребенок может стать более замкнутым, уйти в себя.
Тогда потребность в личностной успешности начинает удовлетворяться в игре. По крайне мере, здесь никто не допускает негативной оценки, нет переживания неуспеха, сравнения не в твою пользу, и вообще можно забыться и уйти от проблем.
Девочки более включены в деятельность и домашний труд, их интересы и увлечения шире, как и эмоциональные связи. Зрелость саморегулятивных процессов опережает, как и всё психическое развитие, психологическую зрелость мальчиков, что тоже позволяет им плавно переживать кризисные возрастные периоды.
К таким выводам, в частности, приводят результаты методики «Робинзон», представляющую собой игровую ситуацию, в результате которой ребенок, воображая себя на необитаемом острове, может заказать себе по рации что-либо из предложенного списка, через час, через день, через неделю, через месяц, через год.
Девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков он востребован среди первых, иногда даже раньше родителей. У девочек более популярен телевизор. Их эмоциональная природа требует сопереживания. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ У РЕБЁНКА КОМПЬЮТЕРНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ?
Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка. Попробуйте выйти на диалог, расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальной пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.
|