Учитель — профессия особая. Ее величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле — Человек. Учитель начальных классов – не только учитель, для маленького школьника– он родной и близкий человек. Учительница – вторая мама. И это накладывает особый отпечаток на отношение педагога к своему труду, к своим ученикам. Понять это и принять очень важно. И как всякая мама желает, чтобы её ребёнок был здоров, я очень хочу, чтобы мои воспитанники всегда были бодрыми, энергичными, радостными. Ведь только здоровый и бодрый ребёнок сможет активно воспринимать учебный материал и позитивно относиться к школе. Главным в своей работе считаю общение с детьми, в том числе и на уроке, создание атмосферы взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения, для этого создаю условия, комфортные для каждого ученика, так как на состояние здоровья детей отрицательную роль играют условия обучения в образовательных учреждениях. Большинство учащихся приобретают заболевания в стенах школы. За время обучения в несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, с изменениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта. К выпускному классу полностью здоровых остается не более 15%. Можно сказать, что дети расплачиваются за образование в современной российской школе своим здоровьем. Поэтому главная цель моей работы- сберечь здоровье ребёнка, сохранить его физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье. Одними из основных задач для меня являются: · Формирование позитивного отношения детей к своему здоровью; · Развитие умения корректировать своё психологическое состояние и настрой; · Обучение умениям и навыкам снятия напряжения и усталости; · Профилактика вредных привычек; · Предупреждение детской утомляемости в учебном процессе. Я считаю, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении учащихся. В течение 5 лет я работаю над темой «Роль здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной процессе», изучила литературу по данной теме (Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». Карасева С.В.«Воспитание здорового образа жизни среди учащихся начальных классов», Здоровьесберегающие технологии по системе В.Ф. Базарного и др.), прошла курсы по теме «Современные методы к преподаванию курса «Окружающий мир», подготовила курсовую работу «Формирование здорового образа жизни младших школьников», приняла участие в районном конкурсе «Начальная школа – территория здоровья» В своей педагогической деятельности я опираюсь на психолого–педагогические принципы, которые имеют приоритет здоровья : принцип не нанесения вреда, принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов, принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья). Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии: -здоровьесберегающие (проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективная система обучения, технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); -лечебно – оздоровительные, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы: социально адаптирующие и личностно развивающие. Они дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В своей работе использую различные формы и методы работы, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют повышению эффективности усвоения программного материала, развивают и повышают интерес к учебному процессу: словесные методы в соединении с практическими упражнениями (учебник – основной источник материалов для упражнений ), эвристический (проблемный ( поиск правильного пути решения проблемы активизирует мыслительную деятельность ребёнка), проблемно-поисковый, поисковый), при изучении нового материала использую два метода: индуктивный и дедуктивный, наглядные методы (использование таблиц, схем, картин, рисунков в учебнике и пр.). Наглядность на уроках – это не только зрительная наглядность, она также выражается в звуковой и произносительной сторонах речи. Правильное произношение, чёткая дикция, выразительность речи учителя иной раз лучше, чем рассуждения, помогают понять языковое явление и, кроме того, способствуют воспитанию у детей умения слушать и слышать речь, отчётливо и правильно произносить, выразительно читать, различать интонационную сторону речи. Чтобы обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся, я создаю комфортное начало и окончание урока. Для поддержания у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости я провожу на уроках разнообразные динамические паузы, физкультминутки, ввожу игровые моменты, веду строгий учёт временной нагрузки учащихся, работаю над правильным чередованием видов деятельности, провожу интегрированные уроки (обучение грамоте – письмо), работаю в рамках технологии поэтапного формирования действий. При планировании уроков я стараюсь сохранить целостный характер урока, а также обеспечить связь всех его этапов на основе подчинения теме и задачам урока. Нацеливаю учащихся на усвоение знаний, для чего в начале урока с ребятами стараемся определить, что мы будем изучать на уроке, как это можно сделать, где можно использовать в дальнейшем приобретённые знания. Если дети знают, для чего им необходимы те или иные знания и умения, то они с большим интересом работают. Изучаемый на уроке материал подбираю так, чтобы он опирался на ранее изученный, имел связь с ним, помог детям самим объяснить новый материал. Объяснение нового материала составляю из первичного восприятия, которое организую с помощью упражнений, дающих возможность наблюдать, анализировать, сравнивать, и добавляю объяснения. Ученики подводят итоги анализа и делают выводы. Я уточняю их, даю формулировку определения, показываю, как соотнести определение и результаты анализа, т.е. добиваюсь осмысления понятия. К этому этапу отношу и работу с учебником – чтение данной в нём формулировки определения. На этапе первичного закрепления стараюсь обучить детей приёмам применения нового материала, выполнения практических действий, упражнений, обеспечивающих сознательное использование нового материала в практике. Для формирования позитивного отношения детей к своему здоровью я включаю в уроки "анатомические” задания, которые непосредственно ведут к самопознанию. Дозирую количество письменных работ, проверочных, их объём, как и объём домашних заданий. Проверку знаний провожу в виде фронтального опроса (использую сигнальные карточки в сочетании с комментированным ответом , что позволяет мне оперативно получать сведения о степени усвоения материала всем классом в целом и каждым учеником в отдельности, Индивидуальный опрос, письменная проверка позволяют видеть успехи и неудачи всех учеников, а также дают возможность убедиться в умении детей практически применять полученные знания. Но информация о степени усвоения детьми учебного материала поступает с некоторым опозданием, т.к. все письменные работы требуют значительного времени на проверку, поэтому иногда пользуюсь перфокартами. Также в своей работе использую такие виды проверки как текущий учет, тематическая проверка, итоговый контроль. Но обучение – это не просто усвоение знаний и выработка умений и навыков. Это ещё и развитие, воспитание детей. Воспитательное влияние оказывает всё обучение в целом: организация детей на уроках и во внеурочное время, экскурсии и походы, содержание учебного материала, подбор методов и приёмов. Для уроков стараюсь отбирать такой материал, чтобы он был ценен и для воспитания школьников, использую такие методические приёмы обучения , которые способствуют лучшему усвоению знаний, развивают детей, требуя от ребёнка активного внимания, мышления, запоминания. Использую игру, так как именно игра вносит элементы занимательности и неожиданности, делая уроки эмоциональными, активизируя волю ребёнка, сводя до минимума утомляемость и напряжение. В учебно – воспитательном процессе считаю очень важной диагностику, которая позволяет избежать роста имеющихся у детей заболеваний на период поступления в школу и осуществлять их коррекцию, проводить профилактическую работу. Для профилактики вредных привычек я составила программу «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», физкультурно – оздоровительную программу «Укрепи своё здоровье смолоду» и программу «Ты в ответе за своё здоровье». Научный подход в преподавании необходим. Составление дополнительных авторских образовательно - воспитательных программ и проектов делает педагогический процесс системным и научным. Работая над программами, я вновь и вновь обращаюсь к вопросам педагогики, психологии, методики, поскольку время изменяет общество, а значит, меняются дети. Учитель должен шагать в ногу со временем, учитывать инновационные процессы, происходящие в системе школьного образования. Стремлюсь к включению информационных технологий в учебный процесс, сама использую компьютер на полную мощность: готовлю дидактический материал, наглядные пособия, часто обращаюсь к Интернету , изучаю опыт коллег России. Провожу информационные классные часы, внеклассные мероприятия, выпускаем с детьми буклеты, информационные листы по профилактике «школьных болезней», подготовила цикл бесед для родителей, помогающий организовать жизнь ребёнка вне школы, провожу с родителями тренинги, родительские собрания, индивидуальные беседы, с детьми- экологические игры. В сегодняшнем прагматическом мире считаю очень важным воспитание нравственных качеств личности. Формирую нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к ближнему, быть добрыми и полезными. Результаты работы по здоровьесбережению детей Благодаря созданию комплекса мер по оздоровлению учащихся в рамках разработанных программ здоровьесбережения в течение последних лет происходит заметное снижение уровня общей заболеваемости детей (грипп, ОРЗ, ОРВИ) на 20 %, количество часто болеющих снизилось на 6 %, а качество знаний по основным предметам улучшилось.
|